Мой сайт

Меню сайта
Категории каталога
Мои статьи [17]
Искусство танца [1]
Главная » Статьи » Мои статьи

Чайная церемония
Если англичане превратили чаепитие в стиль жизни, то японцы возвели его в ранг искусства. Выражение «чайная церемония» — общепринятый перевод японского слова тядо или садо, которое буквально означает «путь чая».

Ритуалы, из которых складывается церемониал, известный также под названием тянойю, отражают лишь одну сторону события, исполненного глубокого философского смысла.Не будет преувеличением сказать, что чайная церемония является квинтэссенцией японской культуры в целом, охватывая все виды изобразительного искусства — живопись, каллиграфию, керамику, флористику и даже архитектуру. Чайная церемония отражает японскую жизненную философию и этикет — не только в отношении чаепития, но и правил гостеприимства и норм поведения в гостях. В наше время чайная церемония в значительной мере утратила связь с дзен-буддизмом, однако она сохраняет свою популярность среди женщин, особенно молодых, как часть подготовки к семейной жизни. Чтобы научиться правильно заваривать чай, требуется более десяти лет.


 
ПЕРВЫЕ ЧАЕПИТИЯ


Впервые чай завезли в Японию из Китая в VIII веке, но лишь после того, как в 1191 году дзенский монах Эйсаи (1141—1215) привез из Китая чайные семена, чаепитие и встречи за чашкой чая стали входить в обычай у буддистов, аристократов и самураев. Поначалу чаепитие включало в себя дегустацию, когда гости на пари пытались определить, каким сортом чая их угощает хозяин. Часто после того, как эта игра заканчивалась, на столе появлялось саке. В XV — XVI веках, в эпоху бурных гражданских войн, чаепитие превратилось в наслаждение чаем в спокойной обстановке, позволявшей забыть об ужасах войны.


Другой монах, Мурата Юко (1423— 502) придал чаепитию утонченность, сделав более сильный акцент на дзенскую философию ваби и саби спокойствия и простоты), и установил вабитя. Он привнес в чайную церемонию знаменитое дзенское учение итиго итиэ, что буквально означает «одна жизнь, одна встреча». Участники чаепития должны были вести себя так, будто эта встреча — единственная в их жизни, и другой не будет,— в результате понятие «путь чая» приобрело гораздо более широкое толкование.



ПРАКТИКА ТЯНОИЮ


Можно сказать, что создателем тянойю в ее нынешнем виде был Сэн Рикю (1522—1591), который перевел философию чайной церемонии на язык практи­ки. При жизни ученого тянойю как вид социальной и философской деятельности приобрела столь важное значение, что Сэн Рикю признали чайным мастером два великих сегуна: Нобунага и Хидэйоси. К несчастью, влияние Сэн Рикю на умы было слишком велико, чтобы Хидэйоси мог это стерпеть, и в конце концов сёгун вынудил ученого покончить с собой.


Созданное Сэн Рикю учение о сущности тянойю можно свести к четырем главным принципам: ва (гармония), ней (уважение), сей (чистота) и яку (спокойствие). Сэн Рикю разработал семь правил тянойю: в аранжировке цветов следует подражать природе; уголь зажигать только для того, чтобы довести воду до слабого кипения; чай следует подавать к столу в должном количестве; летом в чайном домике должно быть прохладно, а зимой — тепло; нужно правильно выбрать время для проведения церемонии; даже в прекрасную погоду следует быть готовым к дождю; гостям нужно оказывать уважение.


Это учение распространилось и за пределами Японии. В наши дни существует три школы чайной церемонии: Ура-сенке, Омоте-сенке и Мусянокодзи-сенке, основанные тремя внуками Сэн Рикю.


Сущность тянойю, наряду с учением дзен о му (пустоте), составляет убежденность, что в обществе, все члены которого тесно связаны между собой, долг каждого — заботиться о других, не думая о себе.


ТЯДЗИ И ТЯ-КАЙСЕКИ


Примерно в то же время, когда появилась чайная церемония, из Китая в Японию была завезена вегетарианская кухня дзен-буддистских монахов — сёдзин рёри. Пища, которую ели монахи, была не только вегетарианской, но и скудной. Тя-кайсеки разрабатывалась в соответствии с принципами сёдзин рёри и поначалу состояла только из чашки риса, супа и еще двух, максимум трех, блюд.


Чайная церемония, сопровождающаяся тя-кайсеки, называется тядзи. Поскольку основная роль в ней отводится чаепитию, а не трапезе, тя-кайсеки подается к столу первой, с тем чтобы вкус пищи не перебивал вкуса чая. Стечением времени из этой трапезы развилась кайсеки рёри — официальная трапеза, состоящая из многих блюд.


Название кайсеки происходит от слов, означающих «камень в объятиях»: чтобы легче было переносить голод и холод, монахи прижимали к себе нагретые камни. Нынешняя тя-кайсеки состоит из риса, супа, закуски, томленого блюда, жаренного на гриле блюда, небольшой порции прозрачного супа, основного блюда, соленых овощей и горячей воды. Также на стол ставится саке. Иногда добавляется рыбное блюдо, еще одно томленое блюдо, маринованные овощи и овощи с соусом. Продукты, входящие в состав блюд, и посуда, в которой их подают, должны соответствовать времени года.


Официальные чайные церемонии



Существует семь основных тядзи: полуденная тядзи — самая официальная, начинается между 11 и 12 часами дня; утренняя тядзи — устраивается только летом, начинается в 6 часов утра; вечерняя тядзи — устраивается только зимой, начинается с наступлением сумерек; закатная тядзи — устраивается в середине зимы, начинается в 4 часа пополудни; тядзи заботы — устраивается после «основной» тядзи для тех, кто не смог прийти; тядзи после трапезы — устраивается только после завтрака, ланча или обеда; свободная тядзи — для нежданных гостей.


Программа тядзи может быть разной. Это долгая официальная церемония со сложным ритуалом, одновременно и утомительная, и интригующая.


Ритуалы чайной церемонии


Хотя смысл этого события описать невозможно, ниже мы вкратце объясним порядок проведения наиболее официальной, полуденной, тядзи. Начинается тядзи с того, что гости входят в комнату, где будет проходить церемония, через очень маленькую раздвижную дверцу (зачастую ее размеры не больше лаза для собак); перед тем как сесть за стол, гости любуются цветами и свитками со стихами или картинами. Затем каждый занимает место в соответствии со своим общественным положением: самый почитаемый гость садится во главе стола. Кайсеки подают на индивидуальных подносах; трапеза может продолжаться до двух часов, после чего следует церемония «первого разжигания угля», включающая демонстрацию коробки с благовониями, а иногда и вдыхание благовоний. Затем подают вагаси, японские рисовые пирожные, после чего все удаляются в комнату ожидания.


Вернувшись обратно, приступают к церемонии койтя (густого чая). Сидя лицом к гостям, хозяин заваривает матте (чайный порошок). Чай получается густым, наподобие кляра,— отсюда и название. Все пьют чай маленькими глотками из одной чаши, передавая ее по кругу. После этого следует «второе разжигание угля», чтобы полюбоваться, как красиво он горит, а затем переходят кусутя (светлому чаю). Хозяин снова заваривает чай, сидя лицом к гостям, на этот раз чай имеет жидкую консистенцию и подается каждому гостю в персональной чашке. Перед уходом гости любуются красотой чайных чашек, свитками и цветами. В продолжение всей церемонии поддерживается беседа; в основном беседуют хозяин дома и почетный гость, остальным гостям не полагается много говорить.


Если тядзи проводится в холодный сезон, то программа церемонии немного меняется: кайсеки подают после «первого разжигания угля».


Используемая во время тядзи утварь — свитки, цветы и конфеты — равно как и кимоно, которые одевают гости, собираясь на церемонию, должны соответствовать времени года.


Чаепитие может длиться несколько часов и быть весьма утомительным.

   


Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Японская_чайная_церемония
Категория: Мои статьи | Добавил: balabanovanv (19.06.2011)
Просмотров: 817 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Приветствую Вас Гость

Поиск
Друзья сайта
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp © 2024