Мой сайт

Меню сайта
Категории каталога
Мои статьи [17]
Искусство танца [1]
Главная » Статьи » Мои статьи

История Востоковедения в России
Изучение предмета востоковедения в России очень интересно и поучительно. Оно поучительно, так как российское востоковедение – это пример тому, что страна для достижения определенных интересов и целей общества, познавая историю, культуру, политику и общество других стран, собирая и анализируя полученную информацию и точно изучая и планируя, применяет эту науку. Изучая российскую историю за последние пять веков, можно заметить, что эта страна всегда старалась присутствовать и активно действовать как определяющая сила на мировом уровне. Такое стремление стало сильно развиваться в царской России, особенно во времена Петра I, когда Россия вошла в новый этап своей политической и социальной жизни. В результате этого Россия достигла значительных успехов в различных областях. Одно из важнейших, в принципе самых основных, достижений этого общества, заключается в изучении и научных исследований России.
В 1999 году мир стал свидетелем празднования 275-летия учреждения Академии наук России. Но, предмет нашей дискуссии заключается в востоковедении, которое в Российской Федерации имеет большой престиж и высокую репутацию. Это означает, что страна для достижения своей великой цели сознательно и по научному выполняет определенную программу. В результате этого параллельно с другими науками, также стало развиваться востоковедение. Научные исследования проводились по всем странам, находящимся в этой зоне. Кстати, под термином «все страны» подразумевается не только его географическое значение, поскольку востоковедение обхватывает, также исследования культурной стороны этого термина.Георк Яковкерр является одним из первых, который приложил много усилий по этому делу. Он жил в конце XVII и в начале XVIII вв. Говорят, что необходимость изучения и развития этой науки было связано с тем, что правительство считало, что для удачной миссии государственных чиновников, коммерсантов и религиозных агитаторов, выезжающих в страны этого региона, необходимо чтобы они досконально знали культуру, языки, обряды и традиции этих народов.



В начале XIX столетия в России всерьез начали изучать востоковедение. Усилия и любовь востоковедов Казанского университета Мирзаказымбека и Лобачевского, а также учреждения Лазаревыми института восточных языков в Москве в 1815 году, способствовали тому, что российское востоковедение вошло в новый этап совершенствования и прошло полный цикл своего развития. После распада Царской Империи и перехода социалистического государства России вопрос востоковедения не потерял свою актуальность, и в принципе эта наука одинаково служила обоим российским режимам. Этот процесс продолжается и после распада Советского Союза. Сегодня параллельно с десятками учебными и научно-исследовательскими институтами, где имеются факультеты востоковедения, ведут работы по востоковедению такие важные центры как Институт востоковедения академии наук России в двух городах Москвы и Санкт-Петербурга, Институт востоковедения Государственного Санкт-Петербургского университета и Институт Азии и Африки Московского Государственного университета. Именно поэтому Российская школа востоковедения признана одной из сильнейших школ востоковедения мира.



С практической точки зрения эта наука серьезно служит политике, экономике, коммерции, военному и оборонному делу, дипломатии, прессе и аппаратам безопасности и информации страны. Именно эта наука повышает эффективность работы упомянутых структур и облегчает их серьезную миссию. В Институте Азии и Африки, а также других университетах и научных центрах, особенно в Академии дипломатии и Государственном Университете международных отношений, при МИДе России, изучаются языки,
культура, политика и экономика более 46 стран. Применяя научную сторону достижений востоковедения, в университетах по военному делу и безопасности обучают языкам и культурам. В результате такого серьезного внимания востоковедению, в России появились отличные политики, знания Востока которых играют ключевую роль в российской политике. Например, Евгений Примаков.



Московский Государственный университет международных отношений в честь 185-летней годовщины учреждения Института востоковедения организовал вечер, который привлек внимание всех знатоков. Госпожа Степанова, гос. Рузанов и другие научные исследователи предложили краткую историю российского востоковедения, которая предлагается Вашему вниманию.

Краткая история востоковедения в России.


В 2000 году исполняется 185 лет со дня открытия Института восточных языков имени Лазарева. Это событие имеет большое значение для Московского Государственного университета международных отношений МИДа России. Так как Московский Государственный институт международных отношений, который сегодня является основным центром изучения специалистов по востоковедению, имеет генетическую связь с той маленькой частной школой. Школа, которая после превратилась в серьезный институт, где систематически обучались языки, история, философия и богатые религиозные и культурные наследства восточных народов. Гуманитарные традиции российского востоковедения отражены в этом институте.



Такие факторы как необходимость научного исследования, соседствующих с Россией регионов, т.е. Закавказья, Среднего Востока и Центральной Азии сильно повлияли на предмет деятельности института Лазаревых и других центров российского востоковедения. Все специалисты, деятельность которых связана с дипломатией, коммерцией, военных дел и религиозной миссией, сильно



нуждаются в этой науке. Для осуществления своих задач российские востоковеды тесно сотрудничают со своими западными коллегами, используя перевод их трудов для обучения и практического применения.



На пороге учреждения Института Лазаревых в России уже было накоплено много информации о восточных странах. Экономические и моральные отношения России с Востоком корнями уходят в глубину веков. Об этом свидетельствуется в первой российской летописи «Сказание о проходящих годах» и последующих исторических книгах. В своих книгах о путешествии паломники священных земель не ограничивались только описанием Палестины. Они подробно писали о положениях в Константинополе, Новых Афинах, Сирии, Египте и Синайском полуострове. В рассказах коммерсантов и дипломатов отражались результаты их наблюдений за жизнью и традициями народов Востока.



Торговец Афанасий Никитин с 1466 по 1472 гг. жил в отдаленной Индии. За время проживания вдали от родины, он написал много интересных рассказов, которые собраны в книге под названием «Путешествие за тремя морями». Знаменитый летописец К. Карамзин пишет об этой книге: «До сих пор географы не знали, что честь издания одной из древнейших европейских книг о путешествиях в Индию принадлежит России времен правления Йогана III».



Это искренняя и подробная информация русских путешественников, несмотря на их изгнания и скитания, имеет высокую ценность при изучении Востока.



Начиная с XVIII века, более основательно началось изучение Востока. Во времена Петра I впервые приняты меры по организации особой школы исследования восточных языков. В 1816 году впервые была переведена священная книга мусульман «Коран» с французского языка на русский язык. Молодые русские ученые отправлялись в Иран и Турцию для изучения турецкого, персидского и арабского языков. Начались исследования Востока, связанные с его историей, языками, религиями и системами денежных обращений. Впервые во времена Петра I в России была построена арабская типография, и начались научные исследования



арабских народов. Приглашались на работу в Академию наук иностранцы, хорошо знающие восточные языки. Георк Яков Керр (1692-1740 гг.) был одним из них. Он родился в Шелезингине и защитил кандидатскую диссертацию в Лейпцигском университете. Яков Керр был учеником сирийского араба Сулеймана Негри, который свободно владел арабским, персидским, турецким, сирийским, самиринским, эфиопским, а также грецким и латинским языками. Керр был приглашен быть членом правления иностранных дел и одновременно учить персидский, арабский и турецкий языки.



В 1733 году Керр подготовил большую программу создания «Академии или общества наук и восточных языков Российской Империи». В этой программе подтверждалось, что для постоянных отношений России с Турцией, Крымом и другими странами необходимо совершенное знание восточных языков. Керр подчеркивал, что посланцы из Азии приезжают в Россию, а с ними их слуги с неизвестным образованием. Для культурного и осторожного диалога с ними нам необходимо иметь образованных переводчиков, которые на их языке называются «дилмаджами». Именно поэтому российские чиновники должны иметь подробную информацию о восточных странах, их законах и обычаях. Для обеспечения интересов страны необходимо изучение исторических документов на татарском, персидском, турецком, арабском и ливийском языках.



Керр считал, что учреждение восточной академии имеет очень большую пользу в управлении восточных земель и в отношениях с восточными соседями. Кроме этого академия играет серьезную роль в подготовке грамотных русских специалистов. Это означает, что специалист, хорошо знающий особые восточные науки и свободно владеющий персидским, турецким, татарским и арабским языками, может быть очень полезным для России.



Программа Керра не была осуществлена в жизнь. Этот документ даже был потерян. Его нашли только в 1821 году. Спустя много лет российские востоковеды изучили и похвалили учебную и научную деятельность Керра, его произведения и программы восточной академии. Например, академик И.Ю. Крачковский – знаменитый ученый арабист, восхваляя чудесную программу Керра,



охарактеризовал ее как стремление к теоретическому синтезу и опыт деятельности востоковедения, которая началась и осуществилась спустя два века.



В XIX веке Центре востоковедения московского, казанского и харьковского университетов участвовали в этом синтезе.



В первой половине XIX века Казанский университет играл исключительную роль в российском востоковедении. В то время этот университет был крупнейшим центром востоковедения России. Великий ученый Н.И. Лобачевский с 1827 по 1846 гг. был директором Казанского университета, и оказал большие услуги в этом деле. Он организовал отделение восточных языков и внимательно следил за учебным процессом этих языков. Параллельно с этим он серьезно занимался повышением квалификации специалистов востоковедов. При Керре в его университете под руководством А.К. Мирзаказымбека были созданы кафедры турецкого и татарского языков. Мирзаказымбек по праву считается основателем востоковедения в Казанском университете. Факультет монгольского языка этого университета, основанный с прямым участником Лобачевского является первым факультетом монгольского языка в Европе.



Н.И. Лобачевский был серьезным сторонником длительных научных командировок студентов и считал, что такие командировки в восточные страны необходимы для близкого контакта студентов изучения языка и культуры народов. Во времена работы Лобачевского в библиотеки университетов поступили редчайшие экземпляры восточных книг и рукописей. В этой библиотеке была собрана богатая коллекция восточных книг на 18 языках, в том числе на арабском, турецком и персидском языках. По инициативе ректора университета, начиная с 1834 года, стали издаваться «Научные заметки Казанского университета».



А.К. Мирзаказымбек в течение 23 лет трудился в Казанском университете, и вложил серьезную долю в историю российского востоковедения. От Мирзаказымбека остались очень разнообразные научные работы. Он писал диссертацию на темы история Кавказа, Персии, Центральной Азии, Крыма и история Ислама. Великие востоковеды XIX века и Н. Берзин, Н.А. Иванов, О.М. Ковалевский, А.В. Попов, К.К. Фойгет и другие знаменитые востокове-



ды России были учениками Казымбека. Главные принципы демократического востоковедения России заключались в глубоком уважении и призвании доли великих восточных народов мировой цивилизации, отходе от европеизма и признании преимущества Востока в некоторых действительных его качеств высокой культуры и глубокого гуманизма. Эти критерии полностью выявились в процессе учреждения и деятельности Института иностранных языков имени Лазаревых.



Говоря о роли создателей востоковедения необходимо подчеркнуть школу Лазаревых, учрежденную в 1815 году в Москве, которая в 1827 году была преобразована в институте восточных языков имени Лазаревых. Этот институт считается первым научным и учебным заведением России по специальности востоковедения.



С момента учреждения школы Лазаревых и до ее преобразования в Московский институт востоковедения А.П. Базянц и А. Амирханов всю свою научную работу посетили изучению истории этого института. В их произведениях отражается широкая деятельность русских и иностранных ученых и специалистов, вложивших особый вклад в основу российского востоковедения.



Частная школа, учрежденная в 1815 году, переименована в честь ее основателей – братьев Ивана и Якима Лазаревых. Они были членами знатной аристократической и влиятельной армянской семьи, эмигрировавшей в XVIII веке из Ирана в Россию. Иван Лазарев вложил двести тысяч рублей для учреждения специальной школы по воспитанию и обучению бедных армянских детей.



В XVII и XVIII вв. под сильным давлением экономического банкротства и беспощадной жестокости персидских и турецких властителей начался поток эмиграции армян из Ирана и Османской империи. Часть этих эмигрантов держали путь в Россию. В результате в Москве образовалась большая армянская община. Эти эмигранты сыграли существенную роль в будущем приближении России к Западу до присоединения Восточной Армении к России в 1828 году. Московский институт имени Лазаревых являлся одним из важных объектов прямой связи России с Востоком. Положительная репутация этого института скоро вышла за пределами России. Среди студентов этого института можно было встретить



армян из Ирана, Турции и даже из Индии. Кроме армян, молодые люди других национальностей также учились в этом научном центре. Институт Лазаревых имел тесные контакты с Московским университетом. Такое сотрудничество способствовало организации научной школы востоковедения России, где воспитывалась большая группа знаменитых ученых. В начале XIX века термин востоковедения заключался в изучении литературных произведений народов Среднего Востока. На работу в этот институт приглашались «местные азиаты», то есть владеющие языками для обучения восточных языков.



Процесс обучения в институте постепенно стал затруднительным. Теперь время требовало необходимость реформы процесса обучения. Начиная с 1848 года, в институте стали обучать армянскому, азербайджанскому, грузинскому, турецкому, персидскому и арабскому языкам.



Выпускники института Лазаревых направлялись на работу в Министерство иностранных дел в качестве драгоманов (переводчиков), или секретарей посольств и консульств России на Среднем Востоке, то есть в Константинополе, Тегеране, Бомбее, Багдаде, Дамаске, Мешхеде и другие города. Те, которые по завершению учебы нанимались в Министерстве внутренних дел, работали на различных административных должностях в Центральной Азии, на Кавказе и в Крыму. Так называемый «Дом Лазаревых» по адресу Москва, переулок Армянская, № 2, где расположена высшая школа Лазаревых, превратился в один из исторических памятников Москвы. В разные годы в этом институте учились такие знаменитые граждане России как А.С. Грибоедов и В.А. Жуковский. А. Амирханов в своей книге «Тайны дома Лазаревых» пишет, что величайший поэт России Александр Сергеевич Пушкин посещал этот институт. Известный ученый арменист России М.И. Броссе, немецкий путешественник и ученый Ромблет и великий художник И.К. Айвазовский посетили этот институт в качестве почетных гостей. Неоднократно посещали этот объект востоковедения российские императоры, персидские принцы – наследники и другие знаменитые русские, и знатные иностранные люди. В 1829 году знаменитый писатель А.С. Тургенев и короткое время Л.Н. Толстой учились в институте Лазаревых.



В 1910 году, в связи с кончиной Л.Н. Толстого, профессорский совет института создал профессорскую делегацию из числа А.Н. Василевского, Г.А. Халатянца и А.С. Хаханова для посещения мавзолея Л.Н. Толстого и возложения букета цветов с надписью «От института восточных языков им. Лазаревых в честь великого Толстого». Совет также в честь великого поэта решил вопрос о необходимости учреждения золотой медали для студентов особых курсов факультета русской литературы, связанных с предметом «Восток в произведениях Л.Н. Толстого».



Во второй половине XIX века институт Лазаревых превратился с небольшого учебного заведения в один из больших научных и учебных центров России по востоковедению.



Знаменитые востоковеды середины и второй половины XIX века Н. Амин, К. Патканиян и С. Шахазиз учились в институте Лазаревых. Также выпускниками этого института являются известные востоковеды Н. Ашмарин, Х. Баранов, В. Гурдельфский, Н. Дмитриев, А. Крымский, Ю. Гусикян, Б. Миллер, В. Минорский, А. Семенов и другие.



С 1897 по 1911 гг. профессор Московского университета В.Ф. Миллер работал в институте Лазаревых на должности ректора. Он был кавказоведом, специалистом по Индии и Ирану, языковедом и знатоком племен и обосновал фундамент исторического стремления в фольклоре.



Начиная с 1899 года, началась печататься большая серия научных изданий под единым названием «Работы по востоковедению, изданных в институте Лазаревых». В последнем номере этого издания были включены диссертация В. Миллера «О фонетике еврейско-татарской речи» и диссертация Н. Ашмарина «О литературной деятельности магамедских татар Казани, в течение 1880 – 1895 гг.». В этой серии также были напечатаны статьи А. Крымского «История Персии: литература и дервишское благочестие» и статья В. Аханова «Вопросы о грузинской агиологии», сформированная на основании рукописей X века. В 1914 году, в честь Василевского была издана «восточная серия».



У института Лазаревых была своя собственная типография, где кроме серии «восточных произведений» также печатались «Этнографическая серия Амина». Всего было выпущено шесть номеров этой серии.



Как правило, учителя критиковали своих учеников. Например, когда Миллер работал на должности ректора института Лазаревых, то в своих выступлениях вынужден был признаться: «Надежды не оправдались… Количество людей, серьезно изучающих восточные языки, очень ограничено. Многие считали, что это связанно только с получением стипендии, и поэтому обучение иностранным языкам осуществлялось не очень то успешно».



Другой интересный нюанс заключается в том, что в институт принимались в основном, хорошо воспитанные, молодые люди. По некоторым неточным данным расходы на обучение составляли сумму 200, а по другим данным 300 серебряных рублей. Кроме этого оплачивалась сумма в 35 серебряных рублей для предварительных расходов.



Естественно, эта так называемая «Лазаревская стипендия» была предназначена для «одаренных детей бедных армян». Однако армянские богачи старались, чтобы их дети поступали в этот институт по фальшивым документам. В связи с этим у некоторых абитуриентов стали требовать полицейской справки.



Долгие годы институт стремился достичь самостоятельности. Руководители института всячески старались, чтобы институт до 1872 года не стал подразделением Министерства образования. Но, в конце концов, контроль был налажен. В 1824 году руководство этого учебного заведения Москвы было поручено графу А.А. Арегчилу. В 1827 году генерал полиции и начальник жандармерии - граф А.Х. Бонкиндоров был назначен ректором института Лазаревых. А в 1844 году начальник жандармерии (главный начальник) принц А.Ф. Орлов стал руководить институтом. Очень ценный аспект деятельности института 70-х годов заключается в привлечении студентов к научно-исследовательским работам восточной комиссии «Общества московских археологов» и отдела этнографии «Общество любителей практических и гуманитарных наук и этнографии».



Организация вечерних занятий в 1886 году была очень полезной для тех, кто стремился к изучению восточных языков. Посетители



этих курсов назывались посторонними слушателями. Для зачисления на каждый учебный предмет этих курсов взималась сумма пять рублей. До 1914 года А.И. Крымский преподавал студентам первого курса историю самского языка. Учебный процесс был организован на основании программы обучения, созданной в конце XIX века. Студентам второго курса он преподавал чтение Корана, грамматику языка, перевод на рабский язык и историю литературы. А третьекурсникам преподавал арабское стихотворение и перевод философских и литературных текстов на арабский язык.



М.У. Атая преподавал первокурсникам грамматику арабского языка и чистописание. А во втором курсе повторялась грамматика на основе образцовых правил. Он контролировал переводы с арабского языка на русский и наоборот, а также чтение и анализ литературных произведений. Во втором курсе разъяснял особенности общественного арабского языка и преподавал арабскую литературу. М.У. Атая. Также продавал курс исламского права. Ф.И. Корош, Р.Р. Штаклберг и Мирзаджафар преподавали персидскую литературу. С.И. Саков, В.А. Гурдельвский, С.Г. Церонян и М.А. Гаффаров работали профессорами на кафедре турецкого языка. Профессор В.Ф. Миллер преподавал историю древнего востока до завоевания Персии со стороны Александра Македонского. А.И. Крымский преподавал последующие периоды истории. А.Н. Василевский преподавал исторические романы России XVIII и XIX вв., сравнительный анализ восточных и европейских газелей, а также общие сюжеты мировой литературы и истории романтизма в западноевропейской и русской литературах.



Студенты начала 90-х годов XIX века потребовали, чтобы обучение проводилось на основании предметов урока. Учебная программа и планы уроков института были дробными. Один предмет делился между несколькими преподавателями, что приводило к многократному повторению учебных тем. Одновременно повторялись различные этапы обучения, так как востоковедение считалось очень сложной наукой.



На пороге первой мировой войны в институте началось обучение юридических курсов. В учебную программу 1913-1914 гг. вошли



предметы: гражданское, коммерческое, государственное, международное и уголовное право, процесс наказания, юридическая энциклопедия, политическая экономика, история восточных проблем. В 1915-1916 учебном году учебная программа была создана по учебным предметам. Например, преподавание восточного чистописания осуществлялось по следующей программе:



- В первый год обучалось чистописанию по методу «насх». Во втором году обучалось османскому чистописанию, а третьем году обучалось чистописанию персидских рукописей. Обучение поводилось на основании текстов прозы и стихотворений.



После начала первой мировой войны в России начались сильные колебания. В результате Октябрьской революции семнадцатого года произошли серьезные качественные изменения во внешней и внутренней политике этой страны. Это повело за собой большие стрессы в российском социальном обществе, в частности в науке. Наука встретилась с новой потребностью. Учебная и научная деятельность в институте претерпела роковых изменений.



Известный ученый востоковед и языковед Н.И. Мор из Петрограда, пригласил ряд ученых для работы в институте Лазаревых. Эти ученые, в частности В.В. Бортулед, С.Ф. Эльденбург, И.А. Эрбель и их московские коллеги-ученые А. Крымский, Л.З. Месриянс, В.А. Гордельфский, М.У. Атая и С.Г. Церонян были инициаторами организации института нового типа.



Владимир Ильич Ленин, советуясь с этой группой, 4 марта 1919 года издал приказ об учреждении Армянского института Москвы вместо института восточных языков имени Лазаревых. Вскоре этот институт был переименован на Институт передовой Азии. Зимой 1920 года, Совет народных комиссаров восстанавливал институт и заново его учредил. В 1920-21 году Михаил Иосифович Атая – профессор бывшего Института Лазаревых был назначен ректором Центрального института живых языков Востока.



Постановление об учреждении Центрального института живых языков Востока было напечатано в 37 номере газеты «Жизнь наций» от 21 ноября 1920 года. В Уставе института было указано, что расходы института будут обеспечены согласно выводам Народного Комиссариата нации. В институте должны работать по-



стоянные преподаватели и временные иностранные преподаватели. Продолжительность обучения в институте была назначена на два года. Кроме этого, за счет института и согласно его решению студенты командировались на Восток в пределах Российской Социалистической Федерации или за ее пределы сроком на один год.



Было принято решение переходить от изучения живых и восточных языков к изучению экономической и политической жизни Востока при помощи языка, как эффективного инструмента.



В январе 1921 года 420 студентов начали учебу в Центральном институте живых языков Востока. Но, до окончания весны осталось только 195 студентов, так как у других не оказалось необходимых условий для продолжения учебы, и они были исключены из института.



27 октября 1921 года правление Центрального исполнительного Комитета России изменило и ввело в действие постановление от 7 сентября 1920 года Советов Народных Комиссаров в том, что учебное заведение живых восточных языков Москвы, отдел Востока университета и другие высшие учебные заведения должны быть объединены в одно высшее учебное заведение под названием «Институт востоковедения Москвы», которое должно находится под контролем Народного Комиссариата (Министерства) нации. Заново подтвердился переход от исключительного изучения языков в Институте Лазаревых к научно-социальным командировкам.



По завершению учебы выпускники института назначались на работу через Народный Комиссариат нации и Народный Комиссариат иностранных дел.



Алексей Максимович Горький непосредственно был связан с учреждением Института востоковедения Москвы. С 1919 года он был председателем комиссии по улучшению жизненных условий ученых и руководителей дома ученых Петрограда, а также он руководил изданием «Мировая литература», которое им самим было обоснованно в Петрограде в 1918-1924 гг. Горький находился в тесном контакте и работал с известными учеными и востоковедами такими как: В.М. Алексеев, Б.Я. Владимирцев, И.Ю. Грачевский, Н.Я. Мор, С.Ф. Эльденбург, И.А. Арбли. Естественно, Алексей Максимович Горький помогал ученым в реализации их идей, и поддерживал их в государстве и в Совете Народных Комиссаров.



В первые десятилетия XX века началась переписка между М.П. Павловичем – будущим ректором Института востоковедения Москвы, и Алексеем Максимовичем Горьким. В 1912 году по рекомендации Горького в журнале «Знания» была напечатана статья М.П. Павловича о вопросах внешней политики, в том числе о дипломатическом влиянии Пруссии на сформирование начала русско-турецкой войны 1877-1878 гг. и разделения Балкан. Автор статьи П. Павлович анализировал вопросы международной политики, которые еще в 1918 году он советовал их напечатать А.Г. Ситину.



На пятой годовщине института в 1925 году Н.П. Павлович – директор Института востоковедения Москвы указал на решающую роль А.М. Горького в учреждении высшей школы востоковедения. Он сказал: «Горький был первым, кто привлек внимание Ленина на необходимость совершенствования старого института Лазаревых».



В связи с этим написали Горькому в Италию поздравительное письмо. В ответ писатель написал следующую фразу: «Уважаемый товарищ Павлович! Я был очень тронут любезностью Московского института востоковедения. Скорее я не достоин такой хвалы. Конечно, я не думаю, что в организации Института востоковедения Москвы моя роль так велика, как Вы излагаете». В продолжение письма Горький писал: «Уважаемый товарищ Павлович! Если возможно передайте студентам мой пламенный привет и пожелания им здоровья и успехов в работе. На Востоке происходит нечто великое. Хотя я не очень большой патриот родины, но вынужден признаться, что отсталая Россия возбуждает Восток. Естественно, это свидетельствует о слабости. Но, я горд тем, что жму ваши руки. Если так принято, то поздравьте студентов с Новым годом!».

А. ПешковНеаполь, 29 декабря 1925 г.


Здание Института Лазарева на Армянском переулке № 2 нуждалось в капитальном ремонте. В части зданий института находился новый институт, в довольно хорошем состоянии, который должен был передаваться в Дом культуры Советской Армении в Москве.



Сначала переместили Московский институт востоковедения в подвал старого здания. В 1923 году с большим трудом (ногтями и зубами) институт смог завоевать здание клуба Верховного Совета экономики, на переулке Большая Злотовецкая.



В апреле 1923 года, в связи с расформированием Народного Комиссариата нации, институт был передан под контроль Центрального исполнительного комитета Советского Союза.



Нормальная работа института началась с 1924-25 учебного года. В том году Московский институт востоковедения зачислил 260 студентов. Из них 29 человек на арабский факультет, 64 человек на тюркский факультет, 58 человек на персидский факультет, 36 человек на индийский факультет, 32 человека на китайский факультет и 41 человек на японский факультет. В инструкции по приему студентов в Московский институт востоковедения им. М. Нариманова на 1926-1927 учебный год указывалось следующее:



1. Задача института востоковедения заключается в обучении специалистов востоковедов для работы в отрасли торговли и дипломатии, а также научного востоковедения;



2. Полный период обучения в институте востоковедения – 4 года;



3. Институт состоит из трех факультетов:


Ближний Восток - состоящий из арабского, турецкого и персидского отделения;

Средний Восток – состоящий из отделения Индии;

Дальний Восток – состоящий из отделения Японии и Китая.




4. Прием студентов на 1926-27 учебный год на каждый факультет максимум по 60 человек;



5. 40 % приема студентов резервируется для абитуриентов направленных из партийных организаций по рекомендации Центрального Комитета Коммунистической партии и Центрального исполнительного Комитета СССР, а остальной объем приема студентов осуществляется для желающих на общих основаниях;



6. Все абитуриенты должны выдержать экзамен и пройти конкурс;



7. Преимущество представляется национальным меньшинствам Советского Востока, Зарубежного Востока, рабочим и крестьянам;



8. Не принимаются на учебу лица в возрасте меньше 20 лет.



В продолжение этого текста указывается программа экзаменов.



В 1926-27 учебном году И.М. Павлов был назначен заведующим факультетом Ближнего Востока, А. Горько-Кряжин - заведующим факультетом Среднего Востока (после его заменил Иван Леонидович Павлов-Ленский) и А.И. Кедров был назначен заведующим факультетом Дальнего Востока.



Профессор В.А. Гурдлевский был командирован в Турцию, а госпожа Ганщина – преподаватель английского языка была отправлена в загранкомандировку в Лондон.



В 1920 году для обучения научно-воспитательных кадров по специальностям история, экономика, восточные языки и литература при Московском институте востоковедения было организовано обучение на уровне доктора наук. В годы великой отечественной войны институт был переведен в Фергану. По возврату в 1943 году Московский институт востоковедения размещался по адресу Ростовский проезд, № 13. Начиная с 1953 года, Московский институт востоковедения работал в составе двух отделения Дальнего Востока с факультетами Китая, Кореи, Монголии, Японии и Индонезии, и отделения Среднего Востока состоящего из факультетов арабского, турецкого, иранского, индийского и афганского.



Знаменитая библиотека Института Лазаревых по наследству досталась Московскому институту востоковедения. В 1913 году библиотечный фонд Лазаревых составлял около 40 тыс. томов книг. Начиная с 1861 года, несколько раз издавался каталог этой библиотеки. Регулярно в библиотеку поступали старинные книги. Представители института приобретали эти книги в России и за границей, то есть в Вене, Венеции, Париже и других научных центрах, а также в странах Среднего Востока. Кроме этого библиотечный фонд наполнялся за счет книг, даренных преподавателями и выпускниками института. Г.И. Кананов – знаменитый ученый института Лазаревых подарил этой библиотеке почти полторы тысячи томов своих собственных книг. Другой знаменитый ученый – Амин, даря 2500 томов книг, приложил к ним записку со следующими словами: «Прелесть религии заключается в ее исполнении».



За первые пять лет своего существования, кроме повседневной деятельности и совершенствования методов обучения, Московский институт востоковедения выделял серьезное внимание комплектованию библиотеки. Поскольку в библиотеке отсутствовали книги по востоковедению, изданные после 1914 года. В 1924-25 гг. комплектование библиотеки способствовало увеличению библиотечного фонда на 3500 томов книг. Необходимо подчеркнуть, что упомянутое комплектование происходило в условиях острого дефицита книг, возникшего в России в начале XX века. Это трудное дело было совершено исключительно благодаря усердному труду всего профессорского и преподавательского персонала Московского института востоковедения.



   При присоединении Московского института востоковедения в 1954 году к Московскому государственному институту международных отношений. его библиотека была передана Московскому государственному институту международных отношений. Сегодня переданные книги составляют основную часть старинных книг библиотечного фонда института. По присоединению Института востоковедения к Московскому государственному институту международных отношений появились более благоприятные условия для скорейшего роста высших традиций востоковедения. Был организован Институт востока и девять факультетов восточных языков, которые раньше не обучались в Московском государственном институте международных отношений. В упомянутом институте большое количество знаменитых ученых с высокой научной репутации начали свою активную деятельность по науке и обучению. Среди них, прежде всего, нужно назвать фамилию профессора Х. К. Баранова, который в течение около 50 лет, то есть с 1924 по 1970 года работал заведующим факультетом арабского языка. Имя этого высокого ученого-арабиста хорошо известно в нашей стране и во всем мире. Он является основателем Московской школы арабистики, и посетил всю свою сознательную жизнь воспитанию опытных и профессиональных специалистов по арабистике.
Качественные мировые изменения 80-х – 90-х годов имели прямое влияние на экономическое положение не только России, но и многих регионов, в том числе стран Азии и Африки. В таких условиях появилась необходимость в реформе процесса обучения, особенно во всех экономических курсах отделения востоковедения Московского государственного института международных отношений. Факультет мировой экономики названного института взял на себя выполнение этой сложной задачи.



В 1994 году была издана книга профессора А.И. Мадвея под названием «Экономические и социальные вопросы, развивающихся стран». Затем группа авторов под руководством С.В. Жданова написала книгу «Развивающиеся страны мировой экономики».



В 2000 году профессор В.Н. Щитов издал трактат «Развивающиеся африканские, экваториальные страны: экономика, и внешнеэкономические отношения.



В этом году была выпущена брошюра С.В. Жданова – ассистента кафедры мировой экономики под названием «Ваххабиты и их покровители» (теория Исламской экономики).



Источник: http://www.iras.ir/Russian/Viewnews.asp?@=1742
Категория: Мои статьи | Добавил: balabanovanv (03.06.2008) | Автор: Алиакбар Джоукар
Просмотров: 5105 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Приветствую Вас Гость

Поиск
Друзья сайта
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp © 2024