До второго тысячелетия до н. э. созданные традиции письма санскриптского языка, эти тексты из раза в раз были устно переданы. Позднее, когда на Индийской территории появилось много рабских государств (Магала, Омала, Анга), из обещественной жизни и отблески культуры обильно отразились в эпосах "В Рамаяне" и "В Махабхарате".
В раннее время господствовала Ведическая религия - ведизм. Пантеону сотворили важнейшие силы природы - боги: Агнис (огонь), Дьяусас (небо), Ишас (заря), Ваюс (ветер). Церемониал пожертвования вёл и присматривал жрец-брахман. Они исследовали и объясняли старые религиозные письма и для представления роковых значений без магического волшебства достичь превосходства. Познав значение, ведизм заменила новая религия - брахманизм. Она придерживался тех же самых принципов, только по-другому их трактовала. Ведущие боги Брахма (бог создатель), Вишну (бог опекун) и Шива (бог разрушитель) составили троицу. Они и другие герои, и полубоги стали основными Индийскими объектами искусства. Брахманизм сообщает общественные подразделения. Классы распределены по выполнению работы в общине: брахманы (знахари), кшатры (воины), (земледельцы) и низшие (слуги, рабы). Даже Индийский город Первого тысячелетия до нашей эры был распределён по числу жителей на 4 части.
VII - V в. до н. э. в Северной Индии возвысилось государство Магада, охватившее почти всю долину реки Ганг. Управляемая Маурийской династией, Магада стала империей, охватившей всю Индию. В III в. до н. э. Индия дала отпор нападениям Александра Македонского. Выросли города, процветало оросительное земледелие, ремесло. В IV - III в. до н. э. распространилось письмо (узоры), которые являются памятниками главного в Маурийской династии владыки Ашоки (268 - 238) , выколоты на скалах.
По сообщению литературных источников, деревянные постройки владык выделяются роскошью. Дворец самого могущественного владыки Ашоки стоял на каменном фундаменте, было 80 песочных колонн. Дворцы были украшены скульптурами и деревянными поделками. Трёхэтажные постройки имели огромные залы, живописные стены, украшенные драгоценными камнями, золотыми и серебрянными растениями и образами животных. Фассады украшали заострёнными арками и балконами. С дворца Ганга по направлению шли к терассе, обсаженной садами с фонтанами и бассейнами. Город окружала деревянная стена с многочисленными башнями и воротами, да широким рвом.
Как протест против деспотичного государства показался ряд разных философских и религиозных учений, признававшихся перед брахманизмом, отбросивших ведический авторитет. Одно из учений - буддизм. Основоположник этого учения - Сидхарта Гаутама, сын влиятельного князя, живший в Северо-Восточной Индии VI в. до н. э. Прожив 29 лет, он покинул дворцы, жену, сына и через 7 лет скитания и раздумий начал распространять новое учение, противоречащее Богу, и объявляющее всем людям равенство, покорность судьбе. Он показал новую дорогу в освобождение, которое сам назвал, как "потухший" - нирвана.
Нирвана - это тоже, что духовная жизнь - ограничение от внешнего мира и глубокого внутреннего сосредоточения. Сидхарта Гаутама достиг нирваны и назвался Будда, т. е. "прозревшим", он исследовал весь разум, волю и слияние чувств, означавшее "точное знание" наивысшая благодать. Самый важный и объявленный принцип запрещал жертвоприношения и употребление мяса.
Другое учение - джайнизм, сформировалось примерно в одно и тоже время, что Буддизм. Творцом Вардама, прозванным Махавира (героем) или Джина (победителем). Джайнизм не признавал ни демонов, ни богов, только люди достигшие соверщенства. Наиважнейший принцип - запрет мучить или убивать живых существ, т. к. жизнь жука также ценна, как жизнь человека.
Удача сопровождала Буддизм. Он быстро распространился в Южной Индии между простыми людьми. Поддерживали и правящие классы. Он прослужил с брахманскими жрецами, претендовавшими на исключительную помощь в государстве. Ашока признал Буддизм государственной религией. Войдя в силу Буддизма, отдал приказ начать строить каменные постройки: светилища и монастыри, которые уже попадают в наслоившуюся архитектурную традицию. Светилища украшали скульптурами, рельефными образами старых миров, мотивами легенд. После распада Маурийской империи в I в. большая часть Северной Индии досталось Кушанскому королевству, которому принадлежит часть Средней Азии, Афганистана, даже Китая. Так из Индии по другим странам Азии живо начал распространяться Буддизм. В III в. королевство начало приходить в упадок. Снова ожила и начала расти династия Туртов- владычица Магада. Она стала центром государства Туртов.
Трудно понимаемый рационализм Буддизма и джайнизма, строгий аскетизм и атеизм начал не нравиться широким слоям населения, сформировался индуизм - главная религия Индии. Особая её черта - теизм.
Из тройки выделяется бог-Вишну.Он довольно близко приблизился к людям, за десять своих "схождений" на землю, инкорнаций. Господь Кришна, и сегодня знаменитая восьмая Вишну инкорнация, значительна тем, что в ней воплощается всё существование Вишну. Девятая инкорнация Вишну - Будда, но он не перенял святых книг, не считал существование бога как высшего существа. Поэтому на своей родине в индии буддизм не утвердился и в 17 в был окончательно вытеснен.
Доминируещее свойство искусства Греции - красота, а Египта - религия. Для наивысших форм, создающихся в Индийском искусстве, красота не является важной. Религия тоже не стоит превыше всего. Для искусства Индии характерны 2 аспекта: религиозный, мировой.
В древнюю Индию часто врывались арийцы, персийцы, греки, арабы, монголы и другие завователи, которые оставили свои следы в Индийской истории культуры. Так вот, искусство Индии - это искусство теперешней Индии, Афганистана, Пакистана, Кашмира и Непала. Основу индийского искусства составляют религии индуизма и буддизма, дополненные культурами ислама и хелениста.
По присутствующим идеологиям браманизма и индуизма самыми важными элементами духовной культуры были божественные формы, искусство должно выражать не идеи красоты, а высочайшие силы космоса и энергию, которые присваиваются к божеству. Самостоятельным искусством Индии считают поэзию, музыку и архитектуру. Рисование и скульптура считаются подвластными архитектуре.
Архитектура
В 3 в. до рожд. Хр. появились первые ступы, архитектурный тип помещения, утвердившийся во всех странах с вероисповеданием Будды, полуокруглой формы помещения, символизирующие могилу Будды, в них обычно содержатся реликвии. На верхушку ступы ставится kubinis "дом бога" или реликвия из дорогого металла. Верхушка заканчивается ступом с зонтами. Постройка символизировала "нирвану". Её предназначение - охранять реликвии. Ступы строили в местах, связанных с легендами про Будду и деятельностью святых.
Другая монументальная культовая постройка это - монолитный, каменный столб, заканчивавшийся капителью со скульптурой. На столбе выкарябывались знаки отображающие религиозные и моральные взгляды буддизма. Верх столба украшался капителью формы лотоса со скульптурами, символизировавшими святых животных. Их предназначение - прославлять государство и распространять идеи буддизма.
В I в. до рож. Хр. создавались первые подземные монастыри, которые распространились во время класического периода Индийского искусства во времена Гуптов. Это - вырытые в подземельях обширные залы с колоннами, украшенные круглой всеобъятной скульптурой; каменный рельеф и живопись.
Во времена Гуптов храм получил класичесскую форму: первый этаж с лестницами, на верху место для изображения культа, выше неё - ступенчатая башня, симвализируящая МЕРУ - гору мира.
Позднее эти храмы были расширины башнями ворот. Во времена правления династии Гуптов был написан трактат "МАНАСАРА", где собраны и зафиксированы традиционные архитектурные правила древней Индии.
В I-III в. в Индийской архитектуре формы становятся декоративными. Стройматериал - плиты (кирпич). Один из самых главных архитектурных элементов - свод. Сначала своды формируются из высовывающихся рядов камней и кирпичных стен без расствора. Только в 13 в под воздействием культуры ислама, начинает применяться раствор и появляются настоящие своды.
Одной из самых больших архитектурных ассамблей, сделанной во II в до рождения Христа - 7 в , является буддистский храм АДЖАНТА, находящийся в Западной Индии (штате Махараштрос ).
Аджанта - это своеобразный монастырь - университет, где живут и учатся монахи. Храмы Аджанты вытесаны в 29 скалах, которые находятся рядом с красочными берегами реки ВАГХАРО. Фасады этих скальных храмов относятся к Гупту - периоду роскошных декоративных скульптур.
Скульптурные памятники Аджанты продолжают старые традиции, но формы намного свободны, усовершенственны. Внутри храма почти всё исписано. Сюжеты живописи взяты из жизни Будды и связаны с мифологическими сценами Старой Индии. Здесь мастерски изображены люди, птицы, звери, растения и цветы. В 16 веке, во время правления Больших Монголов, были возведены шикарные мраморные сооружения (например, Мавзолей Тадж Махал, 1630-48; дворцы Лахаро форте, 1631-34 и Делё форте, 1639-48).
Мавзолей Тадж-Махал
1632-1654 гг., Агра ( Индия).
Он был построен императором из династии Великих Моголов Шах-Джаханом, для любимой жены Мумтаз. Это один из самых прославленных в мире памятников исламской архитектуры. Строили его мастера, призванные императором со всех концов мусульманского мира.
Беломраморное здание поднято на семиметровом постаменте. В плане оно представляет восьми угольник, точнее квадрат со срезанами углами. Все фасады прорезаны высокими и глубокими нишами. Мавзолей увенчан круглым "луковичным" куполом, за легкость и стройность сравнивашимся поэтами с "облаком, опирающимся на воздушный трон". Его внушительный объем подчеркивается четырьмя небольшими куполами минаретов, стоящих по краям платформы. Внутреннее пространство невелико и занято двумя кенотафами (ложными гробницами) Мумтаз и самого Шах-Джахана. Сами захоронения в склепе под зданием.
Скульптура
Начала Индийской скульптуры достигает 3 тыс. до рождения Христа, но специфические индийские черты проявились только в скульптурной школе Матуры (1-3 веке), сформировавшей идеал женской красоты: тоненькая талия Богини, в трех местах согнутая поза. Позднее в Гипту-искусстве образовались мужские идеалы, cмешение индийского бога и стоящего или сидящего скульптурного Будды. В Будде и других буддиских священных изображениях стремятся изображать идеал личности, в котором гармонично сочетается физическая красота и возвышенное духовное спокойствие. На колонах, каменных огорождениях и воротах находим жизненные рельефы Будды. Известны и индийские бронзовые скульптуры (например, танцующий Бог Шива).