Мой сайт

Меню сайта
Категории каталога
Мои статьи [17]
Искусство танца [1]
Главная » Статьи » Мои статьи

Астрономия в Древнем Египте
О колоссальных астрономических знаниях древних египтян сегодня, спустя тысячелетия, мы можем судить по значительному числу источников: разрозненным иероглифическим текстам, «картам ночного звездного неба» на потолках гробниц фараонов Нового царства, астрономическим «плафонам» в царских заупокойных храмах. Великолепные астрономические изображения и тексты прекрасно сохранились, в частности, в храме царицы Хатшепсут в Дейр эль-Бахри (XVI в. до н.э.) и Рамессеуме; знаменитыми зодиаками, ставшими символами слияния египетской, греческой и вавилонской астрономической мысли, славятся жемчужины египетского зодчества эпохи греко-римского владычества - храмы Хатхор в Дендере, Хора в Эдфу, Хнума в Эсне, Мина и Исиды в Коптосе.
   Небо, по представлениям египтян, это и богиня Нут и покоящийся на божественных опорах предвечный океан Нун, из вод которого появилось солнечное божество-творец и, наконец, великая небесная корова, выносящая на своих рогах солнечный диск из космической тьмы. Ежедневно по телу небесной богини странствует в золотой ладье Манеджет бог солнца Ра; с востока на запад неумолимо несут его небесные воды ко рту Нут, через который он попадает в Дуат - загробный мир. «Это через рот Нут величество этого бога проходит в Дуат. Затем продвигается он вперед, проходя по небу. С ним звезды эти входят и с ним проходят вперед, спеша к местам своим... Это в первый час вечера величество этого бога [Ра] входит [в Дуат]. Он становится торжествующим, он становится великолепным в руках отца своего, Осириса. Чист он там. Величество этого бога воссело в жизни в Дуате на втором часу начала ночи. Величество этого бога приказывает западным (т.е. обитающим в Дуате - В.С.) и он исполняет задуманное в Дуате. Величество этого бога продвигается к земле, вновь и вновь приходя в существование в Верхнем Египте. Сила его велика, подобно [тому, как было] в первый момент его появления. Он приходит в существование как великий бог в [городе] Бехдете. По границам вод небесных, по рукам Нут проходит величество этого бога. Он входит в нее ночью, в час середины ночи и он идет вперед во тьме; все эти звезды с ним», - гласит текст папируса Карлсберг I - справочника и сборника комментариев к изображенным на потолках гробниц и храмов небесным картам. В тринадцати разделах этого древнейшего обобщающего труда по астрономии, объясняющего основные закономерности вселенной, рассказывается о Нут, о восходе и движении солнца, о наступлении ночи, о восходе звезд, о пределах бескрайнего пространства вселенной.На смену богу Ра ночью земной горизонт заполняют луна - мужское божество Осирис-Ях, деканы - звезды или созвездия, которые при восходе указывают на наступление нового «часа» - одного из 12 отрезков ночи и другие небесные тела-существа. «Начало этим звездам в небе... в первом месяце сезона разлива Нила, когда восходит Сепедет (Сириус - В.С.), говорит книга Шен Идену... В первом месяце сезона разлива Нила при восходе Сириуса все эти звезды восходят в небе... Вот, в начале года каждого Ра, следует установленному пути звездному. Сказано в книге Бенен: «Сириус, восемнадцать звезд позади нее, восемнадцать звезд впереди нее... Вот двадцать девять их, созданий этих, что существуют и творят в небесах, двадцать девять звезд в этой широте небесной. Одна умирает и другая живет в каждые десять дней... Теперь до тех, что в Дуате - семь их». С древнейших времен Сириус, небесное воплощение Исиды, «госпожи звезд», почиталось в древнем Египте как предвечная звезда, повелевающая остальными звездами-деканами, каждая из которых, подобно Сириусу, становится невидимой в течение семидесяти дней. На юге Египта, в районе первых порогов Нила, Сириус также считался воплощением львиноголовой богини Хатхор-Сехмет, возвращающейся после долгого странствия в Египет и приносящей с собой благодатный разлив Нила. Появлению Сириуса на двадцать один день предшествует «выход» созвездия Сах (Ориона), «царя звезд», небесного воплощения Осириса. «Вот, имя твое - Тот-Кто-В-Орионе, Осирис», - гласят «Тексты Пирамид». На потолках царских гробниц Орион-Осирис изображается в образе антропоморфного бога в ладье со скипетром в руках, обращенного назад к ладье Сириуса-Исиды, выступающей в высокой короне из двух перьев и следующей за ней ладье со звездой Сепед - воплощением бога Хора, сына Осириса и Исиды.
Наиболее подробно астрономические явления описаны в одном из отрывков папируса Карлсберг I, повествующем о «жизни звезд» и их происхождении от богини Нут: “Вот, по границам неба звезды эти шествуют извне ее [Нут - В.С.] в ночи, когда сияют они и видимы. Внутри нее шествуют они днем, когда не сияют они и невидимы. С этим богом [Ра - В.С.] они входят и шествуют вперед. С ним они двигаются по опорам Шу, останавливаясь на своих местах. После захода Его Величества [ т.е. бога Солнца - В.С.] на западном горизонте входят они в Нут в месте головы ее на западе. Поедает она их. Геб разгневался на Нут за поедание это. Названо имя ее: «Свинья, поедающая своих поросят», потому что она поедала их. Ее отец Шу поднял ее и вознес над собой, сказав: «Да оставят Геба в гневе его. Да не дадут ему гневаться на нее, из-за того, что поедает она молодь свою. Они должны жить и шествовать вперед от места под ее ногами на востоке каждый день, как дает она жизнь Ра ежедневно». Не называли имя ее «Мать богов» до рождения их. Не упал ни один из них. Тот же, кто идет к земле - умирает и входит в Дуат. Останавливается в Доме Геба на 70 дней. Теряет свою нечистоту на земле в 70 дней. Никто не называет имени «ослабленного» 70 дней. Имя «живущего» не произносят «ослабленному», оставляющему нечистоту на земле....Чисты они, живы они, головы их положены для них на востоке. Происходит так, что один умирает и другой живет каждые десять дней. Это - головы богов. Вот, на востоке празднуют они празднество первое. Голова одного из них помещена на тело другого из числа их... Слезы их падают, становясь рыбами. Начало жизни звезды - в озере. Она выходит из воды, она взлетает ввысь, ввысь из моря, вне другой формы. Вот, жизнь звезд. Они шествуют из Дуата и извлечены на небеса. Геб стал владыкой богов. Геб поборол Нут. Приказал он им, чтобы показали они свои головы на востоке. Во второй раз Геб сказал богам: “Приставьте опоры к головам их. Они жили и их головы существовали. Погребения их подобны людским. Правда, в Дуате они. Это то, что делается умершими. Души шествуют в небесах ночью. Пути их - к границам неба днем для тех, кто не восходит в видимости. Когда же видны они живущим, это и в самом деле звезда, совершающая путь свой и сияющая в небе в часы ночные, плывущая по небу великолепно. Значит это, что жизнь ее видна.... Вот, это составляет книгу Сеф. Не найдено большего. Полностью она. Это ее конец».
Особым почитанием в Египте начиная со Среднего царства пользовались пять основных планет, три из которых считались небесными воплощениями бога Хора. Пять планет были известны египтянам с глубокой древности. Так, например, первые упоминания и изображения Себа Реси Эн Пет (Юпитер) встречаются уже на крышке саркофага вельможи Хени XXI в. до н.э. Подобные звездные таблицы должны были сообщать покойному ночное время, с тем, чтобы он знал, в каком месте подземного мира он находится в тот или иной момент. Изображения планет в контексте «звездных таблиц» имеются на потолках многих гробниц царей и вельмож, на потолках заупокойных храмов. Зодиаки из птолемеевских храмов - Хатхор в Дендере, Хнума в Эсне, Мина в Коптосе, а также некоторые другие сохранили интересные планетарные тексты и изображения.Себа Реси Эн Пет – «Южная звезда неба» (Юпитер) почиталась как – «Хор-Тайна-Обеих-Земель-Спутник-Неба» или «Хор-Освещающий-Обе-Земли» и изображалась в виде человека головой сокола, увенчанного звездой и стоящего в золотой ладье.
Себа Иабти Джа Пет – «Восточная звезда, пересекающая небо» (Сатурн) именовалась также «Хор-Бык-Небес» и изображалась также как Юпитер или в виде человека с головой быка, держащего скипетр уас, символизировавший верховную власть.
Хор Джесер – «Красный Хор» (Марс) имел эпитет «плывущий спиной вперед», изображался в виде сокола с распростертыми крыльями, змеиной шеей и тремя змеиными головами; иногда в образе сокола в хеджет - белой короне Верхнего Египта.
Себег или Сетх Эм Уха Нечер Эм Дуаит – «Сетх в вечерних сумерках, Бог в утренних сумерках» (Меркурий) считался небесным образом бога Сетха; изображался в виде сокола со змеиной шеей и головой Сетха или же, во избежание изображения Сетха на потолке гробницы в образе стоящего антропоморфного божества.
Себа Джа – «Пересекающая звезда» (Венера) представлялась в образе Бену - бессмертного феникса, «бога великого, самого себя создавшего... приносящего разлив Нила, божественной души Ба Осириса»; зодиак из храма Хатхор в Дендере называет эту планету Па Нечер Дуауи – «Утренняя божественная звезда». Изображалась Себа Джа в виде двуглавого антропоморфного божества или в образе самого феникса - белоснежной цапли в короне Осириса Атеф.
Исключительный интерес представляют изображения на потолке гробницы вельможи Сененмута - архитектора храма царицы Хатшепсут в Дейр эль-Бахри, а также потолок погребальной камеры гробницы фараона Сети I в Долине царей. Здесь помимо таблицы звезд, - определителей ночного времени, - показаны северная и южная стороны небосвода, северные околополюсные созвездия, кульминация звезд Eta и Zeta Большой Медведицы, кульминация звезды Beta Малой Медведицы. Все это позволяло провести линию небесного меридиана на широте Фив. Звезды «пояса декан», таким образом отходили к южному скоплению. Из всех их групп - Кенемет, Хеннетет и других только Сах и Сепедет идентифицированы как Орион и Сириус. Остальные идентификации очень сомнительны.Группа «северных созвездий» считалась самой важной на небосводе и всегда присутствует на изображениях. Месхетиу – «Бычья нога» (Большая Медведица), принадлежащая Сетху, изображается рядом со стерегущим ее воплощением Исиды Хесамут – «Исидой, Матерью Грозной» - великим гиппопотамом, появляющимся в небе в сопровождении одного-двух крокодилов. «Что до этой передней ноги Сетха, то она в северной части неба, привязанная к кремниевым столбам золотой цепью. Вверено было Исиде - Гиппопотаму, - говорится в тексте Книги Дня и Ночи и мифологическом папирусе Жюмильяк, - после того, как он [Хор - В.С.] отрезал его [Сетха - В.С.] переднюю ногу, он бросил ее в середину неба, поставлены боги хранить ее, Переднюю Ногу северного неба и Великая Гиппопотам держит ее так, что она не может двигаться среди богов». Сокологоловый бог Ан часто с солнечным диском на голове, держащий канат, возможно, представляет созвездие Лебедя. Селкет, богиня охранительница умерших, часто изображается рядом с Месехтиу. Ниже находятся созвездия «звезды бога Ра» Нечер-Ру – «Божественного Льва», крокодила Хетеп Редуи, символизирующего Владыку Вод - бога Себека, а также антропоморфное божество, повергающее крокодила, Сокол, Столб. Большинство северных созвездий не идентифицировано. В шествии богов в северной части неба, возглавляемом Исидой, обязательно изображались духи-сыновья Хора, охранители умершего, ряд особых небесных божеств - Мааэнитеф – «Видящий отца своего», Иренджетеф – «Сотворивший тело свое», Ирренефджесеф – «Сам создавший имя свое», некоторые другие; замыкал процессию правящий или умерший царь. На северной стороне неба представлены также двенадцать кругов, соответствующих двенадцати месяцам египетского календаря, с подразделением каждого на двадцать четыре сегмента. Эти сегменты делили время от захода до восхода солнца на двадцать четыре временных отрезка. Каждый отрезок ночи характеризовался соответствующим расположением звезд на небе.
В конце эпохи Нового царства в гробницах фараонов Рамсеса VI, VII и IX были изображены уникальные «звездные часы». Они состоят из двадцати четырех таблиц для двадцати четырех полумесячных интервалов одного года. Каждая таблица снабжена изображением сидящего жреца и системой девяти вертикальных линий, пересеченных тринадцатью горизонтальными линиями. Горизонтальные линии представляют начало ночи и концы двенадцати ее часов. Сопровождающий текст объясняет, в каком положении звезда должна находиться в данный час по отношению к фигуре сидящего жреца. Таким образом, ночью два жреца садились на вершине пилона храма лицом друг к другу строго в направлении небесного меридиана, то есть в направлении с севера на юг. Один из жрецов смотрел на лицо другого через маленькое отверстие специального инструмента. В этот же момент первый жрец - наблюдатель с помощью инструмента мерхет - веревочного отвеса с грузилом отмечал положение необходимой звезды на небе относительно фигуры противосидящего жреца. Если звезда находилась строго над головой последнего, то это означало, что она достигла своей высшей точки на небе, находится на линии небесного меридиана, раха иб - “напротив сердца”. Если звезда была ниже или в стороне от меридиана, то это положение фиксировалось как херирет унеми (херирет иаби) – «у правого глаза» («у левого глаза»), херках унеми (херках иаби) – «на правом плече» («на левом плече») и т.д.Дневное время устанавливалось по солнечным часам, гномонам, состоявшим из двух деревянных брусков, соединенных вместе. На одном бруске, располагавшемся на плоскости в направлении с востока на запад, имелись деления; другой был поставлен своей широкой стороной перпендикулярно к первому в направлении с севера на юг. Тень, отбрасываемая вторым бруском, попадала на деления первого и таким образом фиксировала дневное время. Время это, как и ночное, было разделено на 12 частей от восхода до захода солнца.Большой популярностью в храмах пользовались водяные часы, названные греками клепсидрой. Они использовались для определения ночного времени. Известен изобретатель усовершенствованных водяных часов Аменмес, носивший титул “хранитель печати” при фараоне Аменхотепе I. В Египетском музее в Каире хранится клепсидра из храма Амона в Карнаке, относящаяся ко времени правления Аменхотепа III: это алебастровый инкрустированный лазуритом круглый в плане сосуд с небольшим отверстием внизу, расположенным рядом с небольшой фигуркой павиана - священного животного бога мудрости и знания Тота. Клепсидра наполнялась с наступлением ночи, к утру вода вытекала полностью. На внутренней стороне часов вырезаны двенадцать колонок текста и метки для двенадцати «часов» ночи. При нанесении меток учитывалось сезонное изменение продолжительности ночи. Внешняя сторона часов разделена на три регистра. Аменхотеп III изображен поклоняющимся Ра, Тоту, Птаху и богам двенадцати месяцев года. Определенная категория жрецов, носившая название унуит, производное от унут – «час», должна была следить за часами; эти жрецы должны были сменять друг друга каждый час и, таким образом, непрерывно осуществлять свою божественную службу.
Египетский календарный год был солнечным и насчитывал 365 дней. Он состоял из трех больших периодов по четыре месяца каждый - Ахет – «половодье» (месяцы (в коптской огласовке): Тот, Паофи, Атир, Хойак), Перет – «всходы» (месяцы: Тиби, Мехир, Фаменот, Фармути), Шему – «засуха» (месяцы: Пахонс, Паини, Эпифи, Месоре). Каждый месяц состоял из 30 суток. В конце года 5 дополнительных «эпагоменальных» суток посвящались богам Гелиопольской Эннеады - Осирису, Исиде, Хароерису, Сетху и Нефтиде. Доказано, что употребляемый в настоящее время григорианский календарь развился из древнеегипетского. В связи с тем, что египетский календарный год «торопился», опережая солнечный, и не имел високосного дня, начало года было зафиксировано за 19 июля - днем начала разлива Нила в окрестностях Мемфиса и первого появления Сириуса на утреннем небе. Египетская традиция эпохи Птолемеев приписывает изобретение календаря, ориентированного на звезду Исиды Имхотепу, знаменитому мудрецу, создателю грандиозного пирамидного комплекса фараона Джосера в Саккара, жившему в XXVIII веке до н.э.
     Довольно мало мы знаем о конкретных египетских астрономах. Надпись греко-римского времени донесла до нас имя «наблюдателя за звездами храма Себека, Хенту»; в современных ему текстах из храма Исиды на острове Филе упомянут «пророк Сириуса в движении луны, жрец пяти живущих звезд (т.е. планет - В.С.), знающий время затмения солнца и луны». Однако наиболее интересное открытие, связанное с именем египетского астронома было сделано в 1906 году в местечке Телль Фараин. Здесь была обнаружена статуя некого Хархеби (III в. до н.э.), надпись на которой говорит, что это был «наследный принц и князь, единственный спутник [царя], посвященный в тайные писания, наблюдающий за всем, что в небесах, за всем, что на земле, чистый взором в наблюдении звезд, среди которых нет потерявшихся, кто объявляет о восходе и закате в их время, с богами, которые предсказывают будущее, для чего он очистил себя в их дни, когда Ах ( декан - В.С.) взошел за Бену (Венера - В.С.) с земли и он удовлетворил земли своими изречениями; который наблюдает кульминацию каждой звезды в небе, который знает “выходы” все в год добрый, предсказывает «выход» Сириуса в начале года. Он наблюдает за ней (Сириус - В.С.) в день ее первого празднества, сведущий в ее пути, в ее дневных деяниях; все, что предвещает она - в заботах его; зная «север» и «юг» солнца, провозглашающий все его чудеса и определяющий сроки их, он объявляет, когда случатся они в их время; который разделяет часы на два времени (день и ночь - В.С.), не ошибаясь ночью...; который не пропускает ничего из того, что касается его, осмотрительный со всем, что он видел».

Нут, Геб и Солнечная ладья. Виньетка папируса Неспакашути. 10 в. до н.э., Париж, Лувр. (с) фото - RMN
Осирис-Ях, несущий Око Хора. Бронза. 7 в. до н.э. Лондон, Британский музей (с) фото - Trustees of the British Museum.
Примечания:
Солкин В.В. «Бесконечные воды вселенной»: астрономические знания Древнего Египта. // Новый Акрополь № 4 (1999), с.17-22.
Beaux N. Sirius étoile et jeune Horus. // Hommages à Jean Leclant. Vol. I. _ Le Caire, 1993, pp. 61-72.
Fissolo J.-L. Les astronomes égyptiens. // Egypte: Afrique et Orient 21 (2001), pp. 15-24.
Guilhou N. Le ciel sur les plafonds des tombes royales du Novel Empire. // Egypte: Afrique et Orient 21 (2001), pp. 25-32.
Lange H., Neugebauer O. Papyrus Carlsberg I. Ein hieratisch-demotischer kosmologischer Text. – Copenhagen, 1940.
Neugebauer O., Parker R. Egyptian Astronomical Texts. Vol. I-III. – Providence, 1969.
Neugebauer O., Parker R. Two demotic horoscopes. // JEA 54 (1968), pp. 231-235.
Traunecker Cl. Le Livre de Nout. // Egypte: Afrique et Orient 21 (2001), pp. 3-7.
Zaba Z. L’orientation astronomique dans l’ancienne Egypte, et la précession de l’axe du monde. – Prague, 1953.

Цит. по: Солкин В.В. Астрономия // Древний Египет. Энциклопедия. М., 2005.
Tags: боги, фото, энциклопедия


источник:http://victorsolkin.livejournal.com/84702.html

Источник: http://victorsolkin.livejournal.com/84702.html
Категория: Мои статьи | Добавил: balabanovanv (22.04.2008) | Автор: Виктор Солкин
Просмотров: 2853 | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Приветствую Вас Гость

Поиск
Друзья сайта
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp © 2024